Строительный материал, применяющийся при укреплении и уплотнении дорожного или пешеходного полотна, носит название брусчатка.

Изобрели такую плитку в Голландии в девятнадцатом веке за неимением каменных материалов для устилки дорог. Голландцы оценили все преимущества брусчатки, после чего началось её массовое производство и в других странах, которые «подсмотрели» технологию устилания тротуаров Голландии.

Первая мостовая из искусственного камня сообщала города Амстердам и Харлем.
  • Историками установлено, что самой давней брусчаткой, которая известна человечеству, выложена дорога у подножья горы Височицы.

    Эта гора расположена в 22 километрах от Боснии недалеко от города Високого. Совсем недавно, археологи обнаружили высоко в горах террасы, выложенные из этого древнейшего строительного материала.

  • Ещё одним фактом древнего происхождения брусчатки является дорога, которая ведёт к пирамиде фараона Сакуры, правящего в третьем тысячелетии до нашей эры.

    Дорога выложена плоским камнем и, не прерываясь, плавно переходит в пол пирамиды. Конечно, несмотря на такой яркий пример, всё же гораздо чаще брусчатка использовалась для устройства дорог.

    Внутри пирамиды брусчатка выполняет в основном декоративную функцию.
  • Настоящий первый расцвет булыжных мостовых происходил ещё во времена существования Римской Империи.

    До наших времен «дожила» дорога, вымощенная брусчаткой, ведущая на холм Палантин, а также знаменитые мостовые Помпеи.


   

 

Как материал, в строительстве брусчатка применялась много столетий подряд. Тот факт, что мы можем себе позволить прогуливаться и ездить по многим древнейшим дорогам с гранитной плиткой, таким как на улицах Древнего Рима, является аргументом в пользу её прочности и долговечности.

Увидеть брусчатку можно и в любом современном городе мира, и на территории древних поселений. Не редкость в наше время встретить мостовую, вымощенную столетней брусчаткой из гранита, которая может рассказать о богатой истории современного мегаполиса.

 

Брусчатка в России

На территории России основным материалом было дерево. Из древесины строили «мостовые», которые были сделаны из сосновых плашек. В Петербурге большинство улиц были устланы шестиугольниками из дерева, которые имели большой минус – они всплывали при сильном дожде и наводнении. Такие мостовые можно ещё встретить в городах Севера, например, в Архангельске.

Использовались и менее распространенные варианты дорожного покрытия. Например, в Кронштадте дороги делали из чугуна. В некоторых регионах использовали обожжённую глину.

Лишь позже, стали строить дороги из булыжника или колотого камня. Такие покрытия выдержали проверку временем и используются до наших дней.


При всей древности своей истории тротуарная плитка сберегла удивительные свойства. У неё идеальное сочетание качества, цены и долговечности. Таким набором замечательных достоинств не может «похвастаться» ни один строительный материал для современных дорог и тротуаров. А её внешнему виду позавидует тот же бетон или асфальт.